Ружеевщино
I версия
Раньше село называлось "Спасское", оно полностью сгорело. В архивах нет точных данных об истории села.
Документ XVII в. (архив) "Опись городу Симбирску и его уезду в 1678 г."
"За синбирянином Михаилом Васильевым (т.е. Васильевичем), сыном Ружевским на речке Красной Якле в деревне Ружевской 11 дворов, а людей 42 человека" .
Деревня Ружевская.
Ружевские родом из крестьян и с ними чиновьичья рать общалась далеко до уважительного почтения, хотя они и верно служили государству Российскому. В 1798 г. на карте фамилия была искажена и селение названо "Ржевское". В 1815 г. впервые появляется деревня Ружеевщина.
Научная архивная комиссия, имея большой объем работ, оставила это искаженное название, усомнившись в правильности фамилии Ружевских и посчитавших, что их фамилия /"Рузские" - от "Рузы"/ или /"Ржевские" - от "Ржев"/.
Фамилия Ружевских происходит от древнеславянского слова Ружева - Роза - название цветка и женское имя до христианского периода
(Архивные данные по письму Службина А.И., бывшего жителя
с. Кезьмино, проживающего сейчас в г. Ульяновск)
II версия
Основание села Ружеевщино
С. Ружеевщино образовалось на месте небольшой мордовской деревушки, которая вместе с прилегающими к ней землями подарена императрицей Елизаветой I - дочерью Петра I - прапорщику дворянину Максиму Михайловичу Ружевскому в 1944 г.
В Ульяновском областном гос.архиве сохранился документ на возведение в чин прапорщика М. Ружевского.
"Божию милостию мы, Елизавета I, императрица и самодержица всероссийская, известная и ведома, да будет каждому, что мы М. Ружевского, который нам вахмистром служил, в оказанной нам службе ревностно и прилежно произвести в наши прапорщики нами упомянутого М. Ружевского признавать и почитать, и надеемся, что он в сём чине будет и дальше нам прилежно служить.
Военной коллегии подписать и нашей печатью укрепить
Дан в Москве 1744 г. 29 мая".
После М. Ружевского имение с селом переходит к внуку Феофану Степановичу Ружевскому, который имел 140 душ крепостных крестьян из 50 дворов, а позднее перевел из своих других имений из Нижегородской губернии с. Тихнино и из Саратовской губернии с. Широкий Буерак. Всего 83 души, а в целом всех крестьян с прислугой - 439 человек.
После его смерти имение перешло к его сестрам Екатерине (вышедшей замуж за Григория Железнова) и Елизавете, по мужу Быковой.
Деревня была разделена на 2 части.
Далее архивные данные конца XVIII века извещают, что в д. Ружеевщино имелось 126 дворов с населением 856 человек (433 мужчины и 423 женщины).
Население занимается в основном хлебопашеством, но славится в округе отхожими промыслами:
Более 20 человек работало на фабрике в с. Кезьмино. В 1884 году на средства местных крестьян из чувашского села Шамкино Буинского уезда в Ружеевщино была перенесена небольшая церковь из дерева во имя Святых Косьмы и Дамиана. Но самостоятельного прихода не было, службу вели священники из с. Кезьмино.
В 1895 году была открыта церковноприходская школа для крестьянских детей.
В последующие времена в деревне остался один помещик Василий Быков. Он построил в селе мельницу, а также небольшой конный завод.
Еще до революции он уехал за границу.
В селе старожилы помнят ту мельницу, а названия улиц "Железновка" и "Быковская" помнят и знают до сей поры.
Еще д. Городец раньше принадлежала к с. Ружеевщино - это село получило название в честь третьей сестры - барыни Городецкой.
Престол Косьмы и Дамиана или в простонародье "Кузьминки" празднуют до сей поры 14 ноября. Это осенние Кузьминки, а есть еще и летние, 14 июля, но про них мало кто знает.
Статья из газеты "Слово Молодежи" под редакцией архивиста обл. архива Ивана Сивопляса "Как от пыжа целая деревня сгорела"
"Село Ружеевщина Кезьминской волости Симбирского уезда. 24 мая 1865 года здешний крестьянин Ефим Рожков, отобедав чем бог послал, вышел во двор. Увиденное заставило его крепко выругаться - из сарая выпорхнула и преспокойно уселась на солому, что на крыше, сорока с куриным яйцом в клюве. Ефим кинулся в избу за верным ружьем, прицелился и выстрелил.
Попал ли стрелок в птицу за далью прошедших лет неведомо. А вот в крышу тлеющий пыж угодил наверняка - спустя минуту она вовсю полыхала.
Клочья горящей соломы полетели во все стороны. Вслед за рожковской избой полыхнула и соседская, за нею третья, занялась и барская усадьба и пошло-поехало.
В суматохе, на пожаре помещичьего дома, незнамо кто "приделал ноги" золотым часам ценою в 60 серебряных рублей - сущая мелочь, если считать, что по селу в этот день нагорело добра на восемь тысяч двести восемьдесят пять рублей 30 копеек. Пятьдесят шесть семей в с. Ружеевщина сделались погорельцами. горе-стрелок потерял в пламени избу с сенями, амбар, сарай - на 49 рублей и разного имущества на 10 рублей.
Иные погорельцы пострадали сильнее, на 100, на 120 рублей. Но, что интересно, никто в селе не держал зла на своего горемычного "одножителя". В один голос отзывались о нем, как о человеке "очень хорошем", а что деревню спалил - ну так с кем не бывает.
Комиссия с Ефимом Рожковым разобралась мгновенно, дело отправили в суд и дали ему, Ефиму Иванову Рожкову, страшную цифру ... семь суток ареста!".
Престольный праздник Кузьминки в с. Ружеевщино
Вот что говорится об этом празднике в «Календаре русских обрядов и праздников». До принятия христианства праздник Косьмы и Дамиана был посвящен Богу Сварогу - творцу Вселенной, Богу неба и огня и его сыну, научившему людей пользоваться огнем, кузнецу Сварожичу. Сварог дал предкам завет в виде четырех золотых предметов: плуг и ярмо, чтобы землю родную возделывали и от нее питались, чашу жизни, чтобы была она постоянно полна, и секиру, чтобы защититься от гостей непрошеных, враждебных.
Белый петух - символ Сварога, является проводником и глашатаем Солнца, потому-то он так же бдителен и стоит на защите от сил тьмы. Он носитель жизненной силы и символ воскрешения из мертвых. Поэтому белому петуху отрубали голову, чтобы он возродился весной с новой силой во всей своей красе и мощи. Лапки петуха на счастье закидывали на крышу, а петуха съедали на пиру - ссытчине. Затем всем миром выносили в лес соломенное чучело, одетое в мужскую рубашку и шаровары, там его раздевали, а на соломе устраивали веселые пляски.
Как и во время праздника Кудельницы, так и на Кузьминки, девушки ткали "обыденное" полотенце. Девушки за один день (обыденно) должны были проделать все работы: перетеребить лен, напрясть, соткать и отбелить полотенце. Такие обыденные вещи использовались крестьянами в случае страшных эпидемий.
Кузьминки - это праздник осени.
«И что за праздник - осень на дворе,
Туман готов был целый мир окутать,
Но дальний лес горит под стать заре,
Заблудишься - и можно перепутать».
(В. Дворянсков).
Студеный да листогнойный ноябрь на чистую Русь привели зимние Кузьмы-Демьяны. Народ радуется их приходу. Наконец-то пришло время проводить осень и встретить матушку-зиму. Недаром говорили: «Не велика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю Русь святую в ней медные цепи куются». После Кузьмы-Демьяна падал снежок, засыпал землю, реки покрывались первым ледком. В народе говорили: «Кузьминки - об осени поминки», «Кузьма-Демьян - проводы осени, встреча зимы, первые морозы».
А еще Кузьминки повсюду слыли девичьими посиделками. Существовал обычай, в силу которого девушка-невеста считалась в день Кузьмы-Демьяна как бы хозяйкой дома. Она готовила для всей семьи угощения, причем в качестве почетного блюда подавалась куриная лапша.
В избах запасались работой на долгие зимние вечера, готовили шерсть, ставили веретена да кроены - ткацкие станки. Девушки ткали, пряли, вышивали, чтобы весну да зимние праздники встретить в новых рубашонках и платьях. А еще Кузьма и Демьян почитались по всей Руси как хранители кур, отчего и сам день их памяти известен под именем куриного праздника или куриных именин. Эти домашние птицы как эмблема счастья и плодородия в быту нашего народа составляют непременную принадлежность свадебных церемоний и необходимое свадебное кушанье.
Вот такой он, престольный праздник Кузьмы-Демьяна.